Положение о научно-исследовательской работе студентов

 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в ГБОУ СПО ВО МТРП и входит в число основных задач техникума, решаемых на базе единства учебного и научного процессов.

Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Учебный процесс в техникуме должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы. При этом преобразования в системе НИРС должны осуществляться в соответствии с новыми условиями деятельности техникума, базироваться на использовании многолетнего отечественного, а также зарубежного опыта интеграции науки и образования, обучения специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов.


1. Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов


      Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов со средним  профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в вузах на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:

  • обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
  • осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому и  научному  труду;
  • создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
  • расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
  • отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной деятельности;
  • формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
  • формирование и развитие у будущих специалистов  умений вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способностей быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
  • подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
  • повышение массовости и эффективности НИРС в техникуме путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
  • поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности техникума, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
  • развитие научных межтехникумовских и межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.


2. Основные направления организации научно-исследовательской работы студентов


В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

  • повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
  • участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
  • поддержание и развитие научных школ техникумов и вузов  в русле преемственности поколений;
  • развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
  • предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;
  • привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
  • расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;
  • повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;
  • содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;
  • активизация участия преподавательского состава в организации и руководстве НИРС.

3. Виды, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов


   Для обеспечения системного решения проблем планирования, организации и стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов все многообразие занятий, работ и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу освоения образовательных программ среднего профессионального образования классифицируются по следующим основным видам:

  1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.
  2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
  3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.

Наиболее действенными организационными формами НИРС являются:

  • учебно-исследовательская работа по учебным планам;
  • включение элементов НИР в учебные занятия;
  • дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
  • индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа преподавательского состава;
  • выполнение НИР на практиках;
  • подготовка научного реферата на заданную тему;
  • студенческие научные кружки;
  • студенческие строительные отряды;
  • студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
  • привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);
  • участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (городские, региональные, всероссийские), стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, форумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
  • организация специальных занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
  • освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;
  • привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.

   Комплексная система НИРС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от специальности к специальности, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством преподавателей техникума, участие в конкурсе дипломных работ, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов.

  Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д.

  Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут, быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных работ, курсовых, дипломных проектов и прочих заданий.

  • Студенческие научные работы  заслушиваются на проводимых ежегодно в апреле студенческих внутритехникумовских конференциях.
  • Лучшие студенческие работы направляются по рекомендации комиссии ГБОУ СПО ВО МТРП по НИРС на городские, региональные и всероссийские конкурсы/конференции.
  • За успехи, достигнутые, в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты могут награждаться грамотами, денежными премиями.

Финансирование научно-исследовательской работы студентов

  • Необходимые материальные затраты (на оборудование, материалы), связанные с проведением НИРС проводятся в установленном порядке за счет средств, выделяемых техникуму по госбюджету на научно-исследовательскую работу и за счет средств заказчиков, с которыми заключены хоздоговора.
  • Выплаты единовременных денежных стипендий, присуждаемых студентам за победы в конкурсах и выставках производятся из внебюджетных средств.
  • Контроль за расходованием средств осуществляется Методическим Советом техникума и Советом СНО.