Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в ГБОУ СПО ВО МТРП и входит в число основных задач техникума, решаемых на базе единства учебного и научного процессов.
Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Учебный процесс в техникуме должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы. При этом преобразования в системе НИРС должны осуществляться в соответствии с новыми условиями деятельности техникума, базироваться на использовании многолетнего отечественного, а также зарубежного опыта интеграции науки и образования, обучения специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов.
1. Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в вузах на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.
Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:
- обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
- осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому и научному труду;
- создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
- расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
- отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной деятельности;
- формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
- формирование и развитие у будущих специалистов умений вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способностей быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
- подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
- повышение массовости и эффективности НИРС в техникуме путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
- поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности техникума, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
- развитие научных межтехникумовских и межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
2. Основные направления организации научно-исследовательской работы студентов
В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:
- повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
- участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
- поддержание и развитие научных школ техникумов и вузов в русле преемственности поколений;
- развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
- предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;
- привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
- расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;
- повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;
- содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;
- активизация участия преподавательского состава в организации и руководстве НИРС.
3. Виды, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов
Для обеспечения системного решения проблем планирования, организации и стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов все многообразие занятий, работ и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу освоения образовательных программ среднего профессионального образования классифицируются по следующим основным видам:
- Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.
- Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
- Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Наиболее действенными организационными формами НИРС являются:
- учебно-исследовательская работа по учебным планам;
- включение элементов НИР в учебные занятия;
- дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа преподавательского состава;
- выполнение НИР на практиках;
- подготовка научного реферата на заданную тему;
- студенческие научные кружки;
- студенческие строительные отряды;
- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
- привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);
- участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (городские, региональные, всероссийские), стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, форумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
- организация специальных занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
- освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;
- привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.
Комплексная система НИРС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от специальности к специальности, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно. Поэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференциях, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством преподавателей техникума, участие в конкурсе дипломных работ, всероссийском конкурсе научных работ Минобразования РФ, конкурсах грантов.
Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д.
Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут, быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных работ, курсовых, дипломных проектов и прочих заданий.
- Студенческие научные работы заслушиваются на проводимых ежегодно в апреле студенческих внутритехникумовских конференциях.
- Лучшие студенческие работы направляются по рекомендации комиссии ГБОУ СПО ВО МТРП по НИРС на городские, региональные и всероссийские конкурсы/конференции.
- За успехи, достигнутые, в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты могут награждаться грамотами, денежными премиями.
Финансирование научно-исследовательской работы студентов
- Необходимые материальные затраты (на оборудование, материалы), связанные с проведением НИРС проводятся в установленном порядке за счет средств, выделяемых техникуму по госбюджету на научно-исследовательскую работу и за счет средств заказчиков, с которыми заключены хоздоговора.
- Выплаты единовременных денежных стипендий, присуждаемых студентам за победы в конкурсах и выставках производятся из внебюджетных средств.
- Контроль за расходованием средств осуществляется Методическим Советом техникума и Советом СНО.