Расписание лектория для студентов

Расписание  лектория для студентов

«Методика исследовательской деятельности студента»

декабрь 2014 г. – февраль 2015 г.

 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Целью данного лектория является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Основными задачами проведения данного лектория являются:

  • представление студентами научного исследования как единой системы;
  • формирование у студентов чувства значимости научного исследования;
  • пробуждения интереса студентов к изучению предметных вопросов.

Лекторий  способствует развитию устной коммуникативной и речевой компетенции студента, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

 

Тематический план лектория

 

№ п/п

Блок, тема

ФИО

лектора

Время проведения

1 Методология научного творчества

1.1

Определение объекта, предмета, цель и задач исследования

Ежкова Н.А

Декабрь

1.2

Поиск источников литературы, отбор фактического материала.

Гусейнова Н.С.

Декабрь

1.3

Структура, композиция исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ.

Ежкова Н.А.

Декабрь

1.4

Научная статья, реферат, тезисы

Гусейнова Н.С

Декабрь

1.5

Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем иллюстраций)

Ежкова Н.А

Январь

2 Речевая компетенция студента, креативный потенциал речи

2.1

Речевая культура письменной научной коммуникации. Основные правила написания научных работ.

Морозова Л.А.

Январь

2.2

Научный стиль, речевые нормы научной деятельности. Текст научного доклада.

Морозова Л.А.

Февраль

3 Основы психологических знаний

3.1

Психологический настрой на работу с аудиторией.

Кудашева Е.М.

Февраль

3.2

Приемы саморегуляции

Кудашева Е.М.

Февраль

 


Содержание лектория

 

Блок 1 - Методология научного творчества

Лекция 1.1 Определение объекта, предмета, цель и задач исследования

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования "поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

 

Лекция 1.2 Поиск источников литературы, отбор фактического материала.

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

 

Лекция 1.3. Структура, композиция исследовательской работы.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Понятие о структурировании исследовательского материала: введение, основная часть, выводы.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал 

 

Лекция 1.4 Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем иллюстраций, презентации)

Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Технология работы с презентациями Power Point 2000. Советы Дейла Карнеги по подготовке презентаций.

 

Блок 2 - Речевая компетенция студента, креативный потенциал речи

Лекция 2.1. Речевая культура письменной научной коммуникации. Основные

правила написания научных работ.

Речевые стандарты для написания реферата (научного исследования). Правила написания введения и заключения (выводов). Правила создания и оформления заголовков. Правила деления понятия.

 

Лекция 2.1 Научный стиль, речевые нормы научной деятельности. Текст

научного доклада.

Понятие научного стиля. Написание текста доклада на защите научной работы. Определения, сочетающиеся с основными научными понятиями.

 

Блок 3 - Основы психологических знаний

Лекция 3.1 Психологический настрой на работу с аудиторией.

Самопознание студента своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций. Практические советы по работе с аудиторией.

 

Лекция 3.2 Приемы саморегуляции

Общие закономерности саморегуляции.

Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств студента.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.  Общие требования к текстовым документам
  2. ГОСТ 7.9-97 СИБИД. Реферат и аннотация
  3. Безручко В.Т. Презентации Power Point. – М.: Финансы и статистика, 2005
  4. Дубровина И.В. Практическая психология в образовании. – М.: Просвещение, 2006
  5. Иванов А.В. Методические указания по самостоятельной работе студентов. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004
  6. Кобзева Т.А. Речевая культура инженера: Метод. указания к  семинарским занятиям по курсу «Русский язык и культура речи». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006
  7. Немов Р.С. Общая психология. – М.: ИНФРА-М, 2000
  8. Организация научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся: Методическое пособие / Под редакцией профессора В.Н.Наумова. – М.: РОО: «НТА «АПФН», 2007
  9. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студентов. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - М.: АПК и ПРО, 2003