Расписание лектория для студентов
«Методика исследовательской деятельности студента»
декабрь 2014 г. – февраль 2015 г.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного лектория является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами проведения данного лектория являются:
Лекторий способствует развитию устной коммуникативной и речевой компетенции студента, умениям:
Тематический план лектория
№ п/п |
Блок, тема |
ФИО лектора |
Время проведения |
1 Методология научного творчества |
|||
1.1 |
Определение объекта, предмета, цель и задач исследования |
Ежкова Н.А |
Декабрь |
1.2 |
Поиск источников литературы, отбор фактического материала. |
Гусейнова Н.С. |
Декабрь |
1.3 |
Структура, композиция исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ. |
Ежкова Н.А. |
Декабрь |
1.4 |
Научная статья, реферат, тезисы |
Гусейнова Н.С |
Декабрь |
1.5 |
Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем иллюстраций) |
Ежкова Н.А |
Январь |
2 Речевая компетенция студента, креативный потенциал речи |
|||
2.1 |
Речевая культура письменной научной коммуникации. Основные правила написания научных работ. |
Морозова Л.А. |
Январь |
2.2 |
Научный стиль, речевые нормы научной деятельности. Текст научного доклада. |
Морозова Л.А. |
Февраль |
3 Основы психологических знаний |
|||
3.1 |
Психологический настрой на работу с аудиторией. |
Кудашева Е.М. |
Февраль |
3.2 |
Приемы саморегуляции |
Кудашева Е.М. |
Февраль |
Содержание лектория
Блок 1 - Методология научного творчества
Лекция 1.1 Определение объекта, предмета, цель и задач исследования
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования "поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Лекция 1.2 Поиск источников литературы, отбор фактического материала.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Лекция 1.3. Структура, композиция исследовательской работы.
Требования к оформлению исследовательских работ.
Понятие о структурировании исследовательского материала: введение, основная часть, выводы.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал
Лекция 1.4 Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем иллюстраций, презентации)
Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.
Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Технология работы с презентациями Power Point 2000. Советы Дейла Карнеги по подготовке презентаций.
Блок 2 - Речевая компетенция студента, креативный потенциал речи
Лекция 2.1. Речевая культура письменной научной коммуникации. Основные
правила написания научных работ.
Речевые стандарты для написания реферата (научного исследования). Правила написания введения и заключения (выводов). Правила создания и оформления заголовков. Правила деления понятия.
Лекция 2.1 Научный стиль, речевые нормы научной деятельности. Текст
научного доклада.
Понятие научного стиля. Написание текста доклада на защите научной работы. Определения, сочетающиеся с основными научными понятиями.
Блок 3 - Основы психологических знаний
Лекция 3.1 Психологический настрой на работу с аудиторией.
Самопознание студента своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций. Практические советы по работе с аудиторией.
Лекция 3.2 Приемы саморегуляции
Общие закономерности саморегуляции.
Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств студента.
Рекомендуемая литература