Самопрезентация на рынке труда

Формирование собственного имиджа включает в себя несколько обязательных этапов. Первый из них — осознание задачи. Рассмотрим его на примере самопрезентации в ходе собеседования при приеме на работу.

Осознание задачи самопрезентации сводится к поиску ответов на несколько несложных с виду вопросов, таких как:
• Какую работу я хотел бы получить, а на какую не соглашусь нив коем случае?
• В чем будут заключаться мои служебные обязанности, а от каких обязанностей я в любом случае откажусь?
• Какими критериями будут оцениваться мои профессиональные успехи?
• Какой карьерный рост я хочу для себя запланировать?
• Какую заработную плат у я буду получать. Почему именно столько?

Не надо жалеть времени и сил для продумывания и внятной постановки задач самопрезентации. Как известно, четко поставленная задача уже наполовину решена.

После того как поставленные вопросы найдут свои ответы, можно переходить к следующему ша]у Он заключается в формировании образа работодателя. Необходимо выделить черты и свойства работодателя, существенные для данного конкретного случая. Важен ли для вас возраст вашего начальника и коллег? Их характер (или какие-то отдельные черты характера)? Область деятельности фирмы работодателя. Форма собственности. Размеры коллектива и отношения в нем. Возможности работы с иностранными партнерами? Еще что то?

Третий шаг заключается в самоанализе, в поиске ответов на вопрос: чем я могу заинтересовать работодателя? Иными слонами, в чем заключается мое решающее преимущество перед конкурентами — всеми остальными соискателями данного рабочего места? Помните, что место получит только один соискатель, так что вам придется стать не просто хорошим кандидатом на данную работу, а самым лучшим из всех.

Здесь неоценимую помощь может оказать уже неоднократно упоминавшийся метод SWOT анализа. Он позволяет отдельно оценить свои объективно сильные и слабые стороны, а затем оценить их же на фоне требований организации, силы конкурентов и т.п.

Осознать свои конкурентные преимущества обычно мешает ложная скромность. Кажется, что объявить себя умным, общительным, творческим, талантливым и т.д. — это ни с чем несообразное хвастовство. Между тем ситуация требует именно объективного, внятного перечисления ваших сильных сторон. Итак, какие черты у гтас развиты заметно выше среднего уровня: интеллект, общительность (контактность), обучаемость, воля и властность, воображение, образное мышление, интуиция, чтото еше? Какими навыками вы владеете и в какой мере? Какие ваши знания делают вас более привлекательным для работодателя, чем все ваши конкуренты?

После того как кандидат дал честные и объективные ответы на все приведенные вопросы, у него появляется основа для работы над собственным имиджем. Необходимо помнить, что имидж выглядит убедительно только тогда, когда все его компоненты направлены в одну сторону и не противоречат друг другу. Например, заявляя в качестве конкурентных преимуществ такие свойства, как интеллектуальность, эрудированность, сдержанность, аккуратность и последовательность, уместно будет использовать следующие особенности имиджа:
• преобладание в одежде синих, серых и белых тонов (интеллект, скромность, гордость);
• аккуратный, ухоженный внешний вил в целом;
• аксессуары со сложным знаковым смыслом (например, значок престижного учебного заведения или знак победителя какоголибо соревнования);
• открытый, привлекающий к себе внимание (акцентированный) лоб;
• голова как самая яркая и заметная деталь фигуры;
• негромкий, спокойный звук голоса, ровные интонации (низкий уровень экспрессии);
• четкая, внятная дикция;
• равномерный ритм речи без долгих пауз и без торопливости;
• последовательная подача содержания речи;
• богатый, разнообразный словарь, грамотное владение конструкциями русского языка, в том числе сложными и редкими;
• умеренная, сдержанная жестикуляция.

Всесторонняя разработка имиджа — трудоемкая и творческая задача. В ее решении обычно требуется помощь другого человека. Не обязательно речь идет о профессиональном визажисте, необходимую подсказку можно получить от друзей или родственников, обладающих эстетическим чутьем и вкусом.

Кроме непосредственного личностного впечатления, большую роль в самопрезентации могут сыграть документы, характеризующие ваши профессиональные и личностные достоинства. Кроме привычных дипломов о полученном образовании (высшем, среднем специальном), положительное впечатление могут создать и другие документы.

Рекомендательные письма и отзывы. Рекомендательным письмом называется документ, свидетельствующий о профессиональных и личностных качествах кандидата, который выдается частным лицом, в то время как отзыв выдается от лица той или иной организации ее руководителем. Разумеется, ценность обоих документов определяется уровнем уважения, которое вызывает выдавшее их лицо организация.

Сертификаты, справки и дипломы о пройденных курсах повышения квалификации или иных формах дополнительного образования. Кроме свидетельства о полученных знаниях и навыках, такие документы подтверждают высокий интерес и мотивированность к учебе. Обучаемость — одно из самых ценных качеств любого работника.

Грамоты, награды и благодарственные письма. Подобные документы могут много рассказать о талантах и интересах кандидата. Кроме того, наличие наград указывает на присутствие здорового честолюбия, особенно необходимого молодому, растущему руководителю.

Список опубликованных работ. Само по себе наличие опубликованных не к сто в указывает па умение формулировать и письменно излагать свои мысли. И то, и другое является ценным и редким навыком, повышающим шансы в конкурентной ситуации.

Портфолио. Этим итальянским словом обычно называют собрание ранее выполненных кандидатом творческих работ. Для экономиста таковыми могут быть аналитические разработки, бизнес-планы, оценки экономической эффективности и т.д. В портфолио могут войти курсовые и дипломные проекты, отчеты о практиках и другие учебные работы — в том случае, если они действительно содержат элементы личного творчества. Разумеется, есть смысл включить сюда и копии опубликованных научных работ, газетных статей. В портфолио включают только грамотно, внятно оформленные работы. Поэтому наличие портфолио демонстрирует работодателю умение кандидата бережно относиться к проделанной творческой работ е, доводить ее до завершенного вида и грамотно оформлять. Все это — высоко востребованные навыки для любого работника умственного труда.

Правильно подготовленная самопрезентация на рынке труда может оказать решающее влияние па профессиональную судьбу специалиста.

 

При составлении статьи были использованы материалы с сайта http://psyera.ru/